Еще в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей. Но только в XIX веке было научно доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма с помощью электромагнитных волн и изменять кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания вплоть до полной его остановки
Именно этим объясняется тот факт, что
- одна музыка может вызвать тошноту,
- другая ввергнуть в коматозное состояние,
- третья заставить паниковать
В Японии провели такой эксперимент - 120 матерями, кормящими ребенка грудью, давали слушать различную по стилю музыку. Одни слушали классику, другие — поп-музыку
В первой группе количество молока у мамаш увеличилось на 20 %, а у любительниц современной музыки — уменьшилось наполовину
Интересен тот факт, что рок-музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» все наши органы, способна разрушать мозг
По мнению психологов, рок-музыка способна подтолкнуть человека на крайний шаг. До сих пор не выяснены истинные мотивы самоубийств некоторых рок-музыкантов. Когда через компьютер «прогнали» все сочинения тех коллективов, где играли погибшие, обнаружилось, что в их музыке часто повторялось одно роковое сочетание нот, ведущее к самоуничтожению. Психолог утверждает, что это и есть тот «звуковой яд», который способен довести человека до сумасшествия
По восприятию музыки люди делятся на
- зависимых и
- чувствительных
Для первых музыкальный фон необходим как акустический наркотик. Он повышает в крови адреналин, и у человека исчезают чувства тоски, одиночества и страха
Для вторых любая музыка неприятна: они предпочитают тишину. Но абсолютная тишина еще более разрушительна для человека, чем рок-музыка. Если человека искусственно «погрузить» в абсолютную тишину, то он больше 40 часов не выдержит
В шумоизоляции теряется чувство реальности, истощается нервная система, возникают галлюцинации, уменьшается пульс
В средние века в монастырях громким пением и игрой на музыкальных инструментах спасались от искушений дьявола
«Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова вместе с гипнозом и иглоукалыванием излечивают от алкоголизма и курения
Бодрящей музыкой Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева избавляют от неврозов и раздражительности
Язва желудка исчезает при частом прослушивании «Вальса цветов»
Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, «Рассвет над Москвой-рекой» (фрагмент из оперы «Хованщина») Мусоргского, романс «Вечерний звон», мотив песни «Русское поле», «Времена года» Чайковского
Творческий импульс стимулируют «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна
Полное расслабление вы сможете получить от «Вальса» Шостаковича из к/ф «Овод», оркестра Пурселя, произведения «Мужчина и женщина» Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель» Свиридова
Нормализует кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого полонеза Огиньского, нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига
«Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей
Ученые Центра нейробиологии Калифорнийского университета протестировали студентов из 36 колледжей, пытаясь определить уровень их интеллектуального развития. В течение десяти минут после проведения теста студенты слушали сонату Моцарта для двух фортепьяно до мажор К. 488. Повторное тестирование сразу же после прослушивания показало увеличение IQ на 8-9 баллов. Правда, примерно через 15 минут показатели вернулись на прежний уровень, но этот факт позволил ученым предположить, что именно бессмертная музыка явилась причиной временного интеллектуального роста
Другие ученые, занимающиеся подобными исследованиями, также убеждены в волшебной силе музыки, способной при регулярном прослушивании вызвать устойчивое повышение IQ
Один из исследователей феномена воздействия музыки, Гордон Шоу, высказал предположение, что сложная музыка каким-то образом питает и отделы мозга, ответственные за абстрактное мышление, - отделы, не имеющие прямого отношения к восприятию звуков и мелодий
Болгарский психолог Георгий Лозанов вместе со своим коллегой доктором Алеко Новаковым занимался исследованиями, пытаясь определить, в какой степени музыка влияет на процесс обучения
К этому времени американские ученые Линн Купер и Милтон Эриксон уже обнаружили, что у людей, слушающих звуки метронома в ритме 60 ударов в минуту, наступает "альфа-состояние" - идеальное для обучения и запоминания
Не зная об этом факте, Лозанов и Новаков совершенно независимо сделали аналогичное открытие, но используя медленную музыку барокко с ритмическим размером 60-64 такта в минуту
Жанр барокко был очень распространен в Европе с 1600 по 1750 год. Его популярность прошла после смерти одного из самых выдающихся композиторов и исполнителей - Иоганна Себастьяна Баха
Для музыки барокко характерны богатая звуковая палитра гамм и четкий ритм
Лозанов и Новаков открыли, что под воздействием музыки барокко информация воспринимается и усваивается так же эффективно, как и при обучении во сне. Это открытие вскоре привело к разработке нового метода. Согласно его условиям, информация - например, фразы на иностранном языке - представляется с интервалом в четыре секунды на фоне музыки барокко в ритме 60 тактов в минуту
Первые же результаты показали, что студенты усваивают от 60 до 500 иностранных слов в день
Специалисты из Университета штата Айова решили проверить предложенный метод и вскоре добились успеха: на фоне музыки барокко у участников эксперимента наблюдался рост способности запоминания на 26 %, а скорости обучения - на 24 %
Как считал доктор Алфред Томатис, член Французской академии медицинских наук, ключевую роль в электроподзарядке мозга играют уши
Когда электрический потенциал мозга начинает ослабевать, мы испытываем усталость и тупеем на глазах. Как и батареи, клетки мозга должны время от времени подзаряжаться
Томатис открыл, что одним из способов подзарядки является прослушивание высокочастотных звуков - 5000-8000 Гц. Согласно Томатису, вибрация клеток Карти - волосковых сенсорных клеток внутреннего уха - действует как своеобразный генератор мозга
Путем многолетнего анализа Томатис пришел к выводу, что музыка Моцарта содержит наибольшее число звуков нужного частотного диапазона, ну а тяжелый рок и - наименьшее. Также он рекомендует в целях подзарядки мозга слушать музыку барокко и григорианские песнопения
Альберт Эйнштейн впервые взял в руки скрипку в шестилетнем возрасте. К тому времени, когда ему исполнилось 14, он исполнял сонаты Бетховена и Моцарта и долгими часами импровизировал на фортепьяно. На протяжении всей жизни Эйнштейн оставался страстным скрипачом, обращаясь к музыке во время творческих застоев. О своих увлечениях музыкой и физикой он говорил: "Оба они имеют один источник и дополняют друг друга..."